Airbus и Boeing — битва титанов

Конкуренция двух мировых гигантов авиаиндустрии, европейской компании Airbus и американской Boeing, набирает обороты с каждым годом. Старушка Европа во главе с дерзкой Францией (именно французы стали инициаторами создания европейского консорциума) бьют рекорды по темпам роста и динамике развития, однако американцы упорно держат позиции в секторе роста прибыли. Казалось бы, вы – простой обыватель и, в лучшем случае, регулярно летающий пассажир, какое вам дело до того, какой концерн поставил самолет, на котором вы летите. Не скажите! Оба производителя, и Аэробус и Боинг, яростно сражаются за новые рынки, значит, усиленно работают над комфортом и безопасностью полета, а это уже напрямую касается каждого пассажира. И пока по этим показателям лидируют именно французы, упорно утирая нос корифеям авиастроения – американцам.

Airbus  и Boeing - битва титанов

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ…
Компания Airbus была создана в июле 1967 года, когда три европейских лидера – Франция, Германия и Великобритания – решили развернуть фронт противодействия против компании Boeing. Позже трио превратилось в квартет, присоединив к себе возможности испанского рынка. Но основным владельцем акций компании является именно Франция, поэтому хорошо нам знакомый Аэробус в Европе величают на французский манер не иначе как «эрбюс».
Бесспорно, венцом творения компании является самый большой серийный самолет в мире — Airbus А380. Этот красавец в 24 метра вышиной и более 80 метров длиной поднял понимание комфорта полета на недосягаемую высоту. И пока его конкурент — Boeing 787 Dreamliner — борется с целым шквалом проблем, навалившихся на него после запуска в серию, 380-й вовсю бороздит просторы под флагами самых именитых авиакомпаний. Все счастливы: авиакомпании считают прибыли от продажи билетов, пассажиры наслаждаются полетом в индивидуальных кабинах и за стойкой бара, экипаж деловито осваивает новые должности барменов и банщиков (!). И только крылатые конкуренты опасливо отлетают от лайнера на расстояние более 10 километров, ибо его аэродинамические потоки способны перевернуть в воздухе даже крупный Boeing 747.

АЭРОБУС И БОИНГ В «ЦИФРАХ» И БЕЗ
Чтобы выйти на достаточный уровень заказов, компании необходимо было придумать своего «туза в рукаве». И таким «козырем», отличием Аэробуса от Боинга, стала уникальная система Fly-by-wire, обеспечивающая передачу сигналов от пилотов к механизмам и системам не в виде механических движений, а в виде электрических сигналов. Отныне каждый самолет Аэробус стал представлять собой огромный компьютер, где пилот лишь играет роль оператора летающей машины. Считается, что именно полная электрификация самолета обеспечивает высокий уровень безопасности полета, контролируя за человека все внештатные ситуации в полете. Старая гвардия пилотов (тех, что еще летали с бортинженерами и штурманами) предпочитает традиционное механическое управление Боинг, где сигналы от пилота к механизмам не только передаются импульсами, но также «по старинке» дублируются тросами. В свою очередь «продвинутые» французы указывают на четырехкратное резервирование электродистанционного управления, предусмотренного в новом самолете. Так что по факту получается, что пилот Аэробуса имеет больше шансов на ошибку без последствий. Французы первыми стали использовать композитные материалы в конструкциях – это сделало самолеты более легкими и экономичными. Новая унифицированная кабина порадовала пилотов своим просторным дизайном и удобством размещения элементов управления. Каково же было удивление первых пассажиров, впервые разглядевших в руках у пилотов Аэробусов не привычные штурвалы, а джойстики: при цифровом управлении исчезла необходимость применения физической силы пилота. А пассажиры смогли насладиться полетом в более просторных салонах европейских самолетов и воспользоваться всеми цифровыми «наворотами». Все эти новшества поспособствовали резкому росту популярности новых самолетов у экипажей и пассажиров. Авиакомпании с радостью откликнулись на улучшенную топливную эффективность Аэробусов, и на компанию Airbus посыпались заказы: за последние 10 лет французы поставили 4 218 самолетов и понабирали заказов более чем на 7 000 самолетов (для сравнения — Boeing обошелся 3 871 и заказом на 6 360 самолетов). Казалось бы, хитрые французы вырываются вперед, но эти впечатляющие цифры являются всего лишь результатом политики европейцев продавать самолеты с минимальной прибылью или даже с убытками ради увеличения доли рынка. Поэтому компания на сегодняшний день находится в весьма рискованном положении: если финансовый мир обрушится и заказы резко прекратятся, то всем 55 000 сотрудникам компании Airbus по всему миру придется «пахать» еще 7 лет, чтобы отработать около 390 миллиардов евро, выплаченных заказчиками авансом за пока еще не созданные самолеты.

КАК АЭРОБУС И БОИНГ С МИРУ ПО ПРОВОДОЧКУ СОБИРАЮТ
Самолеты компании Airbus — это образец кооперации европейских стран. И хоть до недавнего времени «балом» правили исключительно французы (офис компании находится недалеко от Тулузы, где стоит сборочный цех), участие каждой из стран невозможно переоценить. Сегодня сборка идет полным ходом не только во Франции, но и в Германии, и даже в Китае (этот азиатский «имитатор» не состоит в содружестве владельцев компании, но наверняка присматривается к конструкции в надежде создания новой подделки). Удивительно, но Аэробусы производят и покупают даже в Америке, правда, с условиями участия местного бизнеса больше чем наполовину во всем производстве. Каждая деталь будущего самолета производится в своей стране: хвост — в Германии, нос — в Испании, фюзеляж — во Франции, крылья — в Великобритании. И пока Boeing традиционно перевозит части самолетов неповоротливыми железнодорожными составами, Airbus транспортирует части самолетов в сборочные цеха в Тулузе и Гамбурге воздушным и морским путями. По воздуху части будущих самолетов доставляются в огромном лайнере под названием Airbus А300 Beluga, прозванным так в честь кита Белухи. Пятерка этих белых транспортных красавцев бороздит своими огромными китоподобными лбами небесный океан, скрывая в своем необъятном «чреве» несколько «зародышей» будущих самолетов. Каждая Белуха выполняет до пяти рейсов ежедневно, курсируя между заводами компании по всей Европе, так что можете себе представить размах этого производства. По воде под знаком Airbus ходят огромные баржи, транспортирующие «куски» самолетов по специально вырытым водным каналам прямиком к одному из цехов, где каждый день «евро-муравейник» принимается за сборку Аэробусов. Каждая операция производится только вручную — никаких конвейеров или роботов. Аэробус — это не только красивый самолет и продвинутые технологии, это еще и невидимые взору простого обывателя идеальная стерильность на заводах, тысячи проверочных тестов, миллионы километров проводов и европейская педантичность в установке и закреплении каждой, даже самой мелкой детали. В результате — каждый вечер из цеха выкатывается новенький самолет с минимальным сроком гарантии в 25 лет. Небо, хоть оно и одно, достаточно велико для двух гигантских компаний Аэробус и Боинг, постоянно стремящихся к высоким победам. И пусть эта нешуточная битва развернулась между двумя корпорациями, все равно побеждает в ней третья сторона. Именно мы — бодрая пассажирская масса — в конечном счете определяем отличие Аэробуса от Боинга и кому из них здесь жить, а кому «пойти на лом», голосуя своим выбором авиакомпании и покупкой билета на самолет той или иной марки.

Поделиться: