Каждый год на борту самолетов образуются миллионы тонн отходов и их переработка намного сложнее, чем на земле. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) изучает проблему и обращается к властям с просьбой помочь решить проблему.
Вероятно, не будет преувеличением сказать, что там, где есть люди, там обязательно появится также мусор. Авиалайнеры, пересекающие воздушное пространство на высоте более 10 000 метров, не являются исключением из этого правила. В 2012-2013 гг. IATA заказала пилотное исследование в лондонском аэропорту Хитроу, которое показало, что во время полета типичный пассажир производит 1,43 кг мусора (это среднее значение, рассчитанное на основе ближних и дальних рейсов). Около 23 процентов составляют отходы от несъеденной пищи и недопитых напитков, еще 17 процентов — материалы, которые могут быть переработаны, такие, как пластиковые бутылки или газеты. В 2018 году количество отходов на борту самолета составило около 6,1 млн тонн.
Переработка проигрывает санитарной безопасности
При таком большом количестве образующихся отходов лучшим решением для окружающей среды будет утилизация отходов. К сожалению, в этом отношении отрасль часто имеет мало возможностей для действий, что связано с тем, что во многих странах действуют очень строгие санитарные правила для защиты своего сельскохозяйственного сектора, в частности безопасности растений и животных. Текущий пример — попытка защиты от африканской чумы свиней (АЧС), предпринятая некоторыми странами мира, привела к полному запрещению импорта продуктов даже с примесью свинины. Даже без таких радикальных мер во многих странах все отходы, которые удаляются с борта воздушного судна, автоматически подвергаются сжиганию, что означает, что вероятность переработки близка к нулю.
IATA разработала руководящие принципы по утилизации отходов, образующихся на воздушных судах, обслуживающих международные рейсы. Целью этого документа является обеспечение соответствия авиакомпаний требованиям даже самых строгих в отношении отходов стран, а с другой стороны, достаточной гибкости для использования удобных для них моделей эксплуатации и для внедрения лучших методов обращения с отходами в авиационной промышленности.
Основное внимание уделяется пластиковым изделиям
На сегодняшний день более 60 стран приняли законодательство, ограничивающее допустимость использования SUP, то есть одноразовых пластиковых изделий. Количество и сфера применения правил увеличились параллельно с ростом интереса общественности к этой проблеме. По мнению ученых, неправильное использование СУП и воздействие этих продуктов на окружающую среду, моря и океаны является одной из ключевых задач для нашего общества. Согласно данным National Geographic, с 1950 года было произведено в общей сложности 8,3 миллиарда тонн пластика. Из них 6,3 миллиарда тонн стали мусором. По оценкам Всемирного экономического форума (ВЭФ), производство пластмассы удвоится в ближайшие 20 лет. В то же время уровень переработки пластмасс остается низким и составляет 30 процентов в Европе и 9 – в Соединенных Штатах. В большинстве развивающихся стран уровень переработки пластмасс близок к нулю.
Хотя существующие правовые нормы не применяются конкретно к авиационному сектору, тот факт, что они имеют обязательную силу, сказывается на отрасли. В то же время авиаперевозчикам сложнее заменить пластиковые изделия другими заменителями, чем другим предпринимателям. Продукты, которые появляются на самолете, должны соответствовать не только экологическим критериям, но и критериям доступности, цены, обеспечения надлежащей гигиены, обеспечения санитарной безопасности продуктов, безопасности как таковой, а также стандартам веса и объема на борту. При оценке потенциального воздействия продуктов на окружающую среду следует также учитывать такие факторы, как увеличение потребления энергии и воды на чистящие средства, загрязнение воды для мытья, а также увеличение выбросов CO2 в случае увеличения веса продуктов, принимаемых на борт, напоминает IATA.
Промышленность объединяет усилия с ЕС
Для решения проблемы отходов, образующихся во время полетов, IATA объединила свои усилия с Европейским комиссаром Кармену Велла, авиакомпаниями Hi Fly и Фондом Мирпури, организовав 16 мая этого года первое в истории мероприятие Sustainable Cabin Forum. На встрече были разработаны и распространены лучшие способы решения проблемы SUP и отходов общественного питания. Эти действия дают надежду на будущее улучшение.
В этом отношении другая ситуация в деловой авиации. Она производит меньшее количество пищевых отходов, их утилизация проще, а на борту в принципе отсутствует пластиковая посуда.
Андрей Бочкарев