Boripatra — первый тайский бомбардировщик

Сегодня, когда в военно-воздушных силах всего мира безраздельно господствуют американские и европейские самолеты, может показаться невероятным, что когда-то авиационная промышленность была почти в каждой стране мира.

Реплика Boripatra

Реплика Boripatra

Разработанный в 1927 году, бомбардировщик Boripatra был первым боевым самолетом, спроектированным и изготовленным в Таиланде. Машина начала свою историю как испытательный самолет для проверки двигателей, а в итоге было построено около 12 машин, которые эксплуатировались в течение нескольких лет.

Основным бомбардировщиком Королевских ВВС Таиланда (RTAF) в середине 1920-х годов были лицензированные французские бомбардировщики Breuguet 14, конструкция которых помнила еще Первую мировую войну. Эти машины были оснащены 12-цилиндровыми двигателями Renault 12Fc мощностью 300-400 л.с. На местном рынке машины назывались Bomber Type 1В середине 1920-х годов цены на двигатели Renault и запасные части к ним значительно возросли, что помешало экономической эксплуатации машин.

Читайте также:  Какие авиакомпании летают над Ираном?

Поэтому командование RTAF решило найти новый силовой агрегат для своих бомбардировщиков. Во время поиска нового двигателя это считалось хорошей возможностью проверить возможность разработки новой версии машины и даже ее серийного производства. 5 апреля 1927 года в мастерской RTAF началась работа над самолетом, обозначенным Bomber Type 2, который должен был использоваться для испытаний различных двигателей, и в будущем должен был стать преемником Breuguet.

Прототип самолета был испытан 23 июня 1927 года. Самолет назывался Boripatra и имел длину 8,76 м и размах крыльев 13,4 м, а его вес составлял 1846 кг. На него устанавливался двигатель Bristol Jupiter VI мощностью 450 л.с., обеспечивающий максимальную скорость 253 км/ч. У самолета была смешанная конструкция, базирующаяся на фюзеляже из стальных труб, покрытых металлическими панелями спереди и холстом сзади. Крылья были сделаны из древесины местных пород и также покрыты холстом.

Читайте также:  Авиаперевозчик Emirates заказал 36 самолетов А-380

Вскоре был выпущен второй опытный образец с двигателем BMW VI V12 660 л.с., а позже также с двигателями Curtiss D-12 и Pratt & Whitney Wasp. Показатели во время испытаний были очень хорошими, и новый самолет во многом превзошел характеристики Breuget. Несмотря на это, не было решено производить их в большем масштабе, так как французы снизили цены на двигатели Renault, что дало возможность их дальнейшей эксплуатации.
Было построено около 12 бомбардировщиков Boripatra, которые использовались в течение нескольких лет и в конечном итоге были заменены американскими бомбардировщиками Vought O2U Corsair — самыми совершенными в межвоенный период. До 1938 года сохранился всего один экземпляр Boripatra, но он не дожил до наших дней. В настоящее время в Таиланде имеется две копии этого типа машины, обе находятся в музее в Бангкоке.

Читайте также:  Qantas реформирует сфой флот и ищет дальнемагистральные самолеты

Андрей Бочкарев

Поделиться: