Какие перевозчики выиграют от запрета США на въезд из Шенгенской зоны?

Запрет на въезд в США для прибывающих из шенгенской зоны, введенный президентом Дональдом Трампом, может иметь разрушительные последствия для европейской авиации. Почти 7 тысяч рейсов и 4 миллиона мест могут исчезнуть с рынка. Могут ли перевозчики противостоять этому?

Дональд Трамп, президент Соединенных Штатов, со ссылкой на пандемию объявил о введении новых ограничений на поездки, де-факто отменяющих рейсы из континентальной Европы в Соединенные Штаты. Ограничения будут применяться с полуночи пятницы (13 марта) и будут действовать 30 дней. «Будут исключения для американцев, которые пройдут соответствующие медицинские тесты», — сказал Трамп.

Информация, предоставленная президентом США, была уточнена в заявлении Министерства внутренней безопасности США (DHS), но оно не рассеивает никаких сомнений. Запрет распространяется не на сами рейсы, а на людей, которые оставались в странах Шенгенской группы в течение последних 14 дней до планируемой поездки. Жители Соединенных Штатов, ближайшие родственники граждан Соединенных Штатов и другие лица, упомянутые в указе, исключены из запрета. Тем не менее, не было четко указано, распространяется ли запрет также на транзитных пассажиров, пересаживающихся в аэропортах, расположенных в Шенгенской зоне.

«Только что закрылись три крупнейших авиационных рынка в мире: Китай, Индия, а теперь и США, на которые будет распространяться запрет на полеты из Европы с 13 марта по 13 апреля. Это означает очень высокие расходы для всех авиакомпаний, это глобальный кризис», — заявил вчера (12 марта) в интервью порталу aviav.ru Себастьян Микош, до недавнего времени президент Kenya Airways.

Читайте также:  Стартовали летные испытания A-340 с модернизированным крылом

Здесь стоит напомнить, что шенгенская зона охватывает большинство стран Европейского союза (кроме выходящей из структур ЕС Великобритании, а также Ирландии, Румынии, Болгарии, Хорватии и Кипра), а также Швейцарию, Норвегию, Исландию и Лихтенштейн. США не объяснили, почему запрет не распространяется на Великобританию, в которой также имеются многочисленные случаи коронавирусной инфекции.

Возможна отмена 7 тысяч рейсов и падение предложений на 2 миллиона мест в каждом направлении

Согласно данным OAG, введение запрета на поездки пассажиров из шенгенской зоны может означать отмену 6747 рейсов в течение 30 дней. Если это произойдет, с трансатлантических маршрутов в каждом направлении исчезнет 2 миллиона мест. Это, в свою очередь, будет иметь серьезные последствия для авиакомпаний, работающих на этих направлениях.

Больше всего пострадают из 26 стран Шенгенской зоны Германия, Франция и Нидерланды, на которые приходится 57 процентов всех рейсов между Шенгенской зоной и США. Больше всего проигрывают авиакомпании Delta Air Lines и United Airlines, на которые приходится 31 процент всех рейсов на этих маршрутах. Среди европейских перевозчиков больше всего пострадает Lufthansa, 13 процентов сообщений которой приходится на США. Немецкая компания уже решила приостановить многие трансатлантические маршруты.

Запрет на полеты затронет почти 11 процентов всех международных маршрутов США, но они приведут к сокращению количества доступных мест на 16,9проц. С европейской точки зрения это выглядит немного лучше: на трансатлантические маршруты приходится 2,4 проц. регулярных международных рейсов и 3,9 проц. доступных мест. «Решение США является мощным ударом по трансатлантическому движению, которое является одним из самых прибыльных и важных международных авиационных рынков в мире. Трудно предсказать точный масштаб препятствий, потому что авиакомпании еще не решили, что делать с рейсами. Некоторые из них могут решить продолжить ли свои рейсы, обслуживая транзитных пассажиров из-за пределов Евросоюза и американцев», — говорит Виталий Архангельский, глава компании Cofrance Sarl.

Читайте также:  Bamboo Airways подтвердила стремление открыть рейсы из Праги

Грузовые перевозки также являются важным аспектом — в Гонконге и Сингапуре авиакомпании уже начали использовать пустые пассажирские самолеты для самостоятельной перевозки грузов из-за постепенного увеличения спроса. «Возможно, что аналогичные шаги будут применяться и к трансатлантическому рынку, потому что сейчас многие линии перевозят очень выгодный груз в багажных люках пассажирских самолетов», — добавляет Архангельский.

Рейсы в США — половина предложения на маршрутах дальнего следования

Рынок авиаперевозок между Европой и Северной Америкой был первым рынком межконтинентальных сообщений, который получил массовое развитие. На сегодняшний день он остается ключевым сегментом пассажирской авиации.

Некоторые перевозчики не выживут

Эффект ограничений, наложенных президентом Трампом, будет серьезными финансовыми проблемами для перевозчиков, которые могут не справиться с этой ситуацией в одиночку — последствия будут обычными. Меньше рейсов, меньше пассажиров, меньше доходов, финансовые проблемы. Можно смело предположить, что некоторые не переживают такого кризиса. Однако в этой ситуации можно ожидать ослабления правил ЕС о государственной помощи. Finnair уже объявил от европейских перевозчиков, что ему придется обратиться к правительству за помощью.

Читайте также:  Первый класс компании Ar France вновь удостоен высочайших наград

Прошлогоднее заявление представителя Lufthansa, что в ЕС слишком много авиакомпаний, и что некоторые должны «уйти», нашло неожиданное, но неприятное решение. Правда это вовсе не сигнал к тому, чтобы опустить руки. Для некоторых это может быть полное переосмысление и перестройка своего бизнеса, даже перепроектирование его снова. Потому что в этом случае стандартных методов реструктуризации затрат может быть недостаточно.

Казалось бы, перевозчики из-за пределов Европейского Союза или Шенгенской зоны победно выйдут из этой ситуации, но им также есть, чего бояться. «Аэрофлот, Turkish Airlines, British Airways или Aer Lingus, которые могут обслуживать транзитных пассажиров, могут в определенной степени выиграть. Однако в нынешней ситуации трудно говорить о победителях, потому что вся отрасль проигрывает из-за беспрецедентного снижения спроса», — резюмирует В. Архангельский.

Андрей Бочкарев

Поделиться: