Менее половины авиакомпаний мира предлагают участие в экологических акциях

Менее половины крупнейших авиакомпаний мира предлагают своим пассажирам возможность компенсировать выбросы углекислого газа, образующегося во время полета. Такой вывод сделали эксперты портала aviav.ru, изучившие предложения большинства крупнейших в мире перевозчиков.
Программы компенсации CO2, осуществляемые некоторыми перевозчиками, поощряют пассажиров поддерживать инициативы, оказывающие положительное влияние на окружающую среду. В принципе, деятельность, продвигаемая авиакомпаниями, такая как увеличение зеленой зоны в мире или установка солнечных батарей, не приводит к непосредственному сокращению количества парниковых газов, образующихся во время полета, но является стимулом для глобальных изменений с целью уменьшения количества уже произведенного диоксида углерода.

Низкий уровень участия

Хотя предлагаемые решения для компенсации выбросов парниковых газов в авиации представляются логичным и позитивным решением в глобальном масштабе, согласно данным экспертов портала aviav.ru, готовность участвовать в программах относительно невелика. Если авиакомпании предлагают пассажирам возможность оплатить стоимость билета, чтобы сделать полет экологически нейтральным, в среднем менее одного процента пассажиров использует данную опцию. Это только часть проблемы — у нас нет возможности участвовать в программах, которые компенсируют выбросы CO2 более чем в половине крупнейших авиакомпаний.
Из 28 перевозчиков, с которыми связались эксперты портала aviav.ru, менее половины проводят программы компенсации. Большинство представителей авиакомпаний отказались предоставить данные за последний год о количестве лиц, изъявивших желание и внесших оплату сделать свой рейс экологически нейтральным, в связи с тем, что цифры были слишком низкими для публикации.

Компенсационные программы не предлагает даже American Airlines, крупнейший авиаперевозчик в мире. Представитель American утверждает, что взамен они предпринимают «много других важных шагов по сокращению потребления топлива и выбросов CO2», таких, как покупка нового, более экономичного самолета. Ryanair, которая является 10-м по величине источником выбросов CO2 в Европе, предлагает компенсационную программу, но компания отказывается предоставлять информацию о том, сколько пассажиров ее используют.

В компенсационной программе Lufthansa участвует менее одного процента пассажиров. Компания планирует увеличить этот процент за счет увеличения прозрачности программы во время процесса бронирования. Компенсационные программы не предлагает авиакомпания British Airways. Пассажиры британского перевозчика, однако, имеют возможность принять другие меры по снижению уровня выбросов парниковых газов, а также поддержать экологические проекты.
Представители авиакомпании Emirates признались, что перевозчик не предлагает компенсационных программ, но с 2021 года он будет участвовать в международной системе торговли выбросами. Лидерами рейтинга становятся авиакомпании Qantas, которые убедили 10 проц. своих пассажиров участвовать в компенсационной программе.

Затраты на компенсацию экологических издержек

Для пассажиров участие в компенсационных программах является полностью добровольным. При покупке билетов на сайте перевозчика, предлагающего участие в программе, есть возможность оплатить меры по сбалансированию количества углекислого газа, образующегося во время полета. Полученные таким образом средства выделяются на экологические программы авиакомпаний. Пассажиры также имеют возможность поддержать независимые организации, которые компенсируют выбросы парниковых газов.

Значения, которые пассажиры должны платить, чтобы компенсировать количество произведенного углекислого газа, варьируются в зависимости от авиакомпании и длины маршрута. ClimateCare подсчитала, что для компенсации обратного рейса из Лондона в Кейптаун вам нужно заплатить чуть более 25 долларов. Для некоторых людей это может показаться большой суммой, но следует помнить, что во время полета по этому маршруту образуется почти 2,7 тонны CO2 на пассажира, что аналогично среднему отоплению односемейного дома в течение года. Путешествуя из Центральной Европы в Нью-Йорк в экономическом классе, мы производим почти 1,9 тонны CO2, и для компенсации последствий этого полета нам потребуется более 18 долларов. 25 долларов могут очистить нашу совесть после перелета из Москвы в Сингапур, в ходе которого на одного пассажира образуется почти 2,6 тонны CO2.

За и против

У компенсационных программ есть свои несгибаемые последователи и противники. «Хорошей идеей, которая не выдержала экзамена», их назвал проф. Нил Харрис, глава отдела атмосферных вычислений в авиационной отрасли в известном Университете Крэнфилда. Он считает, что и авиакомпании, и власти должны сделать больше в этом отношении.
«Добровольные программы обычно имеют низкую степень участия. Во-вторых, я думаю, что нет ясности в том, что такое программа. Каждый хочет знать, что его деньги потрачены не зря», — объясняет проф. Харрис. Многие ученые определяют компенсационные программы как «предлог для продолжения загрязнения», поскольку простое внесение простых платежей в программы мало влияет на изменение поведения.

«Большинство людей летают только время от времени, но есть также небольшая группа людей, которые пользуются авиатранспортом часто, особенно это касается деловой авиации. Эти люди не должны использовать компенсационные программы, как раньше. Если мы серьезно относимся к изменению климата, то мы не можем смотреть на наш мир «день как каждый день», но мы должны изменить то, как мы действуем. Пока мы не примем необходимость изменений, мы проиграем борьбу с изменением климата, и уровень выбросов будет расти», — говорит проф. Кевин Андерсон, изучающий энергию и изменение климата в Манчестерском университете.

Растущее осознание необходимости борьбы с изменением климата

Тот факт, что мы проигрываем борьбу с изменением климата, все больше проникает в основное общественное мнение в мире. В науке начинает доминировать мнение о том, что следующие 10 лет будут иметь решающее значение в необратимых изменениях от парниковых газов, угрожающие будущему жизни на Земле. Движение за предотвращение потепления климата все больше охватывает известных активистов, таких как вдохновляющая молодое поколение Грета Тунберг, 16-летняя активистка из Швеции, прославившаяся организацией всемирной студенческой забастовки за климат, выступлением на климатическом саммите COP24 в Катовице и своим присутствием на экономическом саммите в январе 2008 в Давосе. Эти громкие голоса выражают надежду, что отрасли экономики, включая авиационную отрасль, ответственную за выбросы парниковых газов, предпримут соответствующие действия.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) не отрицает тот факт, что самолеты являются источником выбросов углекислого газа в атмосферу — согласно расчетам ассоциации, в 2017 году авиация несла ответственность примерно за 2 процента общих выбросов парниковых газов. IATA напоминает, однако, что авиационная отрасль поддерживает производство примерно на 20 процентов мировой ВВП. Чтобы снизить влияние деятельности авиакомпаний на нашу планету, IATA поставила перед отраслью ряд целей, которые она называет амбициозной: ежегодное повышение эффективности использования топлива на 1,5 процента в 2009–2020 гг. прекращение чистых выбросов CO2 на этом постоянном уровне с 2020 г. и сокращение на 50 проц. уровень выбросов CO2 к 2050 году, тем самым достигнув уровня выбросов с 2005 года.

Пассажиры хотят перемен сейчас

Однако до сих пор проблема заключалась в том, что прогресс в отрасли не поспевал за ростом числа пассажиров. В 2017 году по воздуху путешествовали 4 миллиарда пассажиров. IATA прогнозирует, что к 2036 году это число увеличится до 7,8 миллиарда. В Европе в 2017 году средний расход топлива на одного пассажира составил 3,4 л/100 км. Это значение 24 проц. ниже, чем в 2005 году, но с тех пор пассажиропоток увеличился на 60 процентов. В результате за этот период выбросы CO2 увеличились на 16 проц. до 163 миллионов тонн на 99,8 г/км CO2 на пассажира.

Отсутствие прогресса в авиационной отрасли в сокращении глобальных выбросов парниковых газов ведет к изменению социальных установок, которые оказывают давление на авиакомпании. Движение Flygskam, вызванное заботой об окружающей среде, вдохновляет шведов на выбор путешествия по железной дороге, даже ценой более длительной поездки и более высокой стоимости билета. Результаты опроса, организованного Всемирным фондом дикой природы (WWF), показывают, что в прошлом году целых 23 процента шведов (на 6 процентов больше, чем в 2017 году), воздержались от авиаполетов, чтобы ограничить свое негативное влияние на климат. В то же время 18 процентов участников прошлогоднего опроса заявили, что предпочитают путешествовать на поезде, а не на самолете. Изменение климата в настоящее время является наиболее важной политической проблемой для молодых шведов, по данным шведского радио на основе собственных исследований.

Пересадка шведов на поезда с самолетов объясняется желанием предпринять личные действия, которые препятствуют изменению климата. Это должно стать уроком для авиационной отрасли, поскольку говорить, что предоставление авиакомпаниям возможности участвовать в компенсационных кампаниях — это способ удовлетворить потребность в этом индивидуальном действии снизу вверх. Однако необходимо честно привлекать перевозчиков и поддерживать действия, предпринимаемые пассажирами, а не рассматривать компенсационные программы только как знак готовности к изменениям.

«Мы настоятельно рекомендуем всем пассажирам использовать высококачественные проекты для компенсации отдельных выбросов CO2 в качестве отдельного действия против изменения климата», — сказал Майкл Гилл, директор Air Transport Action Group (ATAG) в IATA в интервью порталу aviav.ru.

Андрей Бочкарев

Поделиться: