Нет никаких сомнений в том, что 54 пассажирам и четырем членам экипажа ATR-72, который коснулся поверхности Средиземного моря своими колесами шасси при приближении к аэропорту Марокко Аль-Хосейма, повезло остаться в живых. Этот инцидент никогда не должен повториться и отчет агентства по безопасности авиации Марокко, опубликованный 12 июля, указывает на шокирующие решения, сделанные капитаном и первым помощником на этом рейсе.
9 июля 2018 года, почти ровно два года назад, ATR-72 Royal Air Maroc Express (регистрация CN-COH) вылетел из Танжера в Эль-Хосейму, Марокко. В тот день команда, которая начала летать в Касабланке, уже однажды приземлилась в Эль-Хосейме, совершив визуальный заход VOR/DME подход к взлетно-посадочной полосе 17.
Во время этого полета за штурвалом был 61-летний капитан (налет почти 13 500 часов, на данном типе – 193 часа), который в поисках взлетно-посадочной полосы снизил высоту полета на целых 45 футов, значительно ниже MDA (минимальной высоты снижения) в 1030 футов, и затем он поднялся до чуть более 100 футов, пока наконец не увидел взлетно-посадочную полосу и успешно приземлился. MDA – это минимальная высота снижения для визуального захода на посадку или по схеме кругового захода на посадку, за пределами которой снижение невозможно без визуального контакта с ВПП.
На втором заходе на посадку в Эль-Хосейме в тот же день, когда за штурвалом находился второй пилот (25 лет, налет 1063 часа, включая 815 – на данном типе), экипаж выбрал заход на посадку по VOR/DME, для которого MDA составлял 760 футов. Во время этого захода пилоты отключили GPWS (Ground Proximity Warning System – система, которая предупреждает пилотов о близком расстоянии их самолета от поверхности земли), что является очевидным серьезным нарушением эксплуатационных процедур. Самолет опустился на высоту 80 футов, после чего, по-видимому, произошла драка между пилотами за контроль над самолетом.
Второй пилот попытался увеличить высоту, но капитан отдал штурвал от себя, чтобы продолжить снижение. Вскоре после этого шасси ударилось о воду примерно за 2630 метров до порога ВПП. Капитан отпустил управление, тогда второй пилот увеличил мощность и самолет поднялся до FL090 и направился в аэропорт Надор, где он благополучно приземлился. Сообщая об инциденте в УВД, капитан заявил, что причиной повреждения было столкновение с птицей.
После посадки был обнаружен значительный ущерб самолету, в том числе деформация конструктивных и аэродинамических элементов. Следователи подчеркнули, что благодаря действиям второго пилота, который успешно восстановил контроль над самолетом и увеличил мощность, удалось избежать катастрофы, в которой могли погибнуть все находившиеся на борту.
Андрей Бочкарев