Подробности инцидента с ATR-72, который едва не упал в море у побережья Марокко

Нет никаких сомнений в том, что 54 пассажирам и четырем членам экипажа ATR-72, который коснулся поверхности Средиземного моря своими колесами шасси при приближении к аэропорту Марокко Аль-Хосейма, повезло остаться в живых. Этот инцидент никогда не должен повториться и отчет агентства по безопасности авиации Марокко, опубликованный 12 июля, указывает на шокирующие решения, сделанные капитаном и первым помощником на этом рейсе.

ATR-72 Royal Air Maroc Express

ATR-72 Royal Air Maroc Express

9 июля 2018 года, почти ровно два года назад, ATR-72 Royal Air Maroc Express (регистрация CN-COH) вылетел из Танжера в Эль-Хосейму, Марокко. В тот день команда, которая начала летать в Касабланке, уже однажды приземлилась в Эль-Хосейме, совершив визуальный заход VOR/DME подход к взлетно-посадочной полосе 17.

Во время этого полета за штурвалом был 61-летний капитан (налет почти 13 500 часов, на данном типе – 193 часа), который в поисках взлетно-посадочной полосы снизил высоту полета на целых 45 футов, значительно ниже MDA (минимальной высоты снижения) в 1030 футов, и затем он поднялся до чуть более 100 футов, пока наконец не увидел взлетно-посадочную полосу и успешно приземлился. MDA – это минимальная высота снижения для визуального захода на посадку или по схеме кругового захода на посадку, за пределами которой снижение невозможно без визуального контакта с ВПП.

Повреждения  ATR-72 CN-COH

Повреждения ATR-72 CN-COH

На втором заходе на посадку в Эль-Хосейме в тот же день, когда за штурвалом находился второй пилот (25 лет, налет 1063 часа, включая 815 – на данном типе), экипаж выбрал заход на посадку по VOR/DME, для которого MDA составлял 760 футов. Во время этого захода пилоты отключили GPWS (Ground Proximity Warning System – система, которая предупреждает пилотов о близком расстоянии их самолета от поверхности земли), что является очевидным серьезным нарушением эксплуатационных процедур. Самолет опустился на высоту 80 футов, после чего, по-видимому, произошла драка между пилотами за контроль над самолетом.

Схема захода на посадку

Схема захода на посадку

Второй пилот попытался увеличить высоту, но капитан отдал штурвал от себя, чтобы продолжить снижение. Вскоре после этого шасси ударилось о воду примерно за 2630 метров до порога ВПП. Капитан отпустил управление, тогда второй пилот увеличил мощность и самолет поднялся до FL090 и направился в аэропорт Надор, где он благополучно приземлился. Сообщая об инциденте в УВД, капитан заявил, что причиной повреждения было столкновение с птицей.

Читайте также:  Lufthansa прощается с Global Distribution System Sabre

После посадки был обнаружен значительный ущерб самолету, в том числе деформация конструктивных и аэродинамических элементов. Следователи подчеркнули, что благодаря действиям второго пилота, который успешно восстановил контроль над самолетом и увеличил мощность, удалось избежать катастрофы, в которой могли погибнуть все находившиеся на борту.

Андрей Бочкарев

Поделиться: