Ryanair активизирует усилия по консолидации рынка

Ryanair намерен использовать свою новую структуру группы для дальнейшей консолидации европейской авиационной отрасли. По данным источника портала aviav.ru, Ryanair Group планирует приобрести авиакомпании, самолеты и слоты для аэропортов у обанкротившихся перевозчиков.
В течение последних 12 месяцев с европейского авиационного рынка исчезли такие бренды, как WOW Air, Primera Air BMI Regional, в то время как фирма Thomas Cook упорно пытается продать принадлежащие ей авиакомпании. Эти условия предоставляют возможность более сильным игрокам, таким как Ryanair, укрепить свое доминирующее положение на рынке, которыми ирландский перевозчик постарается воспользоваться.

Сила в группе

Ryanair чувствует себя лучше подготовленным к участию в поглощении активов разорившихся авиакомпаний, после того как он в начале года объявил о реорганизации своих структур. Майкл О’Лири, некогда генеральный директор Ryanair, после произведенных изменений стал президентом Группы Ryanair, которая, помимо основных авиакомпаний Ryanair DAC также включает в себя флот Laudamotion и Buzz (бывшая авиакомпания Ryanair Sun). Одним из преимуществ вновь созданной организационной структуры является тот факт, что она состоит из самолетов различных производителей, составляющих основу операций в отдельных подразделениях.

«Мы считаем, что у нас есть очень хорошие позиции, особенно если рынок предложит дополнительную продажу неконкурентоспособных предприятий, что, по моему мнению, неизбежно. IAG, Lufthansa и, возможно, Air France-KLM, хотят участвовать в дальнейшей консолидации. Давайте посмотрим на Lufthansa, например, они заинтересованы в компаниях Condor/Thomas Cook. Неизбежно, что этот тип слияний, если он произойдет, приведет к сильной консолидации. Теперь мы можем также участвовать в этих приобретений, так как: …мы разрешили деятельность профсоюзов, отсутствие которых ранее могли стать препятствием, и потому что мы — оператор как самолетов Airbus, так и Boeing», — утверждал О’Лири в понедельник во время презентации результатов отраслевых аналитиков.

Трудные времена для перемен

Заявления представителей перевозчика, касающиеся планов для участия в дальнейшей консолидации европейского рынка, выпали на трудное время — за последние четыре года у Ryanair наблюдается самая слабая годовая прибыль. Эта компания уже сигнализировала о резком падении рентабельности в прошлом году, которое после уплаты налогов составило 1,02 млрд евро по сравнению с 1,45 млрд евро в предыдущем году. Более того, сложные рыночные условия означают, что прогнозы будущей прибыльности перевозчика не являются оптимистичными. Прибыль за весь финансовый год, рассчитанная по март 2020 г., впервые включающая в себя результаты недавно приобретенного убыточного подразделение Laudamotion, будет составлять от 750 млн и 950 млн евро по сравнению с 880 млн евро за предыдущий год.
Анализ, проведенный более 10 экспертами непосредственно перед публикацией отчет, предсказал прибыль после уплаты налогов в размере 977 миллионов евро за год, в расчете до марта 2020 года. Аналитик Джеральд Ху из Liberum, назвал «разочаровывающим» прогноз прибыли и советы по нетопливным расходам, которые выросли на 2 процента.

В авангарде европейских перевозчиков

Но даже если последние финансовые результаты Ryanair и могут оставить инвесторам чувство неудовлетворенности, позиция руководства перевозчика остается незыблемой.
«По нашему мнению, Ryanair может продолжать позиционироваться как долгосрочный победитель в европейской авиационной промышленности, что подтверждают такие факторы, как лидерство на рынке, обширная сеть сообщений, низкие издержки на единицу продукции и стабильный баланс. Мы считаем, что краткосрочные неблагоприятные рыночные условия являются благоприятными в долгосрочной перспективе для более сильных авиакомпаний, так как они служат утилизации слабых конкурентов и поддержки консолидации рынка. Тем не менее, Ryanair не застрахован от последствий этих кратковременных трудностей», — уточняет Ху.
Подобные мнения о беспрецедентной рыночной позиции ирландского перевозчика включены в январский отчет, подготовленный Scope Ratings.

Что для некоторых малых перевозчиков становится одним из вопросов о выживании, это может быть лишь временным жертвоприношением для рентабельности у крупных операторов, таких как Ryanair, Wizzair, Easyjet или Lufhansa, которые могут себе позволить потратить несколько процентов прибыли, и не поднять цены на билеты для своих клиентов, тем самым увеличивая конкурентные преимущества. Например, Ryanair объявила о сокращении середине 2018/19 финансового года маржи EBITDAR на остающемся стабильным уровне 36 проц. (исключая отрицательный эффект Laudamotion) по сравнению с 41 проц. того же периода прошлого года. В это время Ryanair хочет сохранить неизменный средний коэффициент заполнения (LF), и даже более низкие средние цены на билеты. Это одна из причин, почему мы считаем, что разрыв в финансовой стабильности между крупными операторами и более мелкими авиаперевозчиками увеличатся, говорят аналитики aviav.ru.

Ryanair догоняет Lufthansa

Сильные позиции на рынке Ryanair и все еще значительная фрагментация европейского авиационного рынка (в 2018 мелким перевозчикам принадлежала 49,4-процентная рыночная доля.) означает, что к желанию повысить приверженность перевозчика к консолидации рынка, следует относиться серьезно. Как следует расчетов аналитиков Cofrance Sarl, до сих пор наиболее эффективной в захвате вакантных мест на рынке, с тем чтобы расширить свою долю, является Lufthansa Group. В 2018 году общая доля Lufthansa на рынке оценивается в 12,3 процента. Было перевезено 124 млн пассажиров, а значит, что с 2016 года она увеличила свою долю на 1,6 процентных пункта. Таким образом, самая большая доля рынка, в прошлом году после Lufthansa Group была у Ryanair (12 процентов), Группы IAG (9,8) Группы Air France-KLM (8,8) и EasyJet (7,7). Учитывая высказывания О’Лири, озвученные им в понедельник, создается впечатление, что Ryanair намерен отобрать Lufthansa самое высокое место на подиуме.

Андрей Бочкарев

Поделиться: