В начале марта более 20 перевозчиков начнут тестирование приложения IATA Travel Pass, которое будет включать информацию о состоянии здоровья пассажиров, текущих тестах на коронавирус и требования по вакцинации от COVID-19. Как заверяет IATA, такой паспорт должен значительно облегчить международные перелеты. Санитарные паспорта были одной из самых горячих тем в индустрии туризма в последние месяцы. Обсуждение было инициировано главой австралийской авиакомпании Qantas, который объявил, что будет пускать на борт только вакцинированных пассажиров. Позже в странах Евросоюза появились проекты, касающиеся специальных паспортов для вакцинированных пассажиров, наличие которых освободит от карантина, тестов и других ограничений на международные поездки.
Однако оказывается, что шансы на внедрение такого решения в ЕС невелики, в основном из-за возражений многих стран, что такая практика может считаться дискриминационной. В этой ситуации кажется, что цифровые санитарные паспорта, введенные авиакомпаниями, имеют наибольшие шансы на вступление в силу. И самый продвинутый проект – IATA Travel Pass, реализуемый Международной ассоциацией воздушного транспорта. Ожидается, что тестирование системы цифровых паспортов будет запущено в марте, и IATA только что обнародовала подробности того, как он будет выглядеть.
Самое главное: в марте, когда начнет действовать Travel Pass, приложение будет доступно как минимум у 20 авиакомпаниям по всему миру. В список перевозчиков, которые будут тестировать приложение, будут, среди прочего, Qatar Airways (первоначально на одном маршруте из Дохи в Стамбул), а также Emirates и Etihad. В список также входят авиакомпании из группы IAG, а также Copa Airlines и … правительство Панамы, которые будут совместно тестировать приложения – первоначально они будут доступны на выбранных маршрутах перевозчика Панама-Сити.
Но этот список может быть значительно больше, потому что, как признает IATA, ведутся переговоры с 30-40 перевозчиками, которые могут присоединиться к проекту в любой момент.
“IATA Travel Pass – это цифровая платформа для пассажиров, и наша приоритетная задача – оживить авиационную отрасль. Мы хотим показать правительствам всего мира, что полеты безопасны”, – говорит Алан Хайден, директор по пассажирским продуктам IATA.
Как будет выглядеть приложение?
На данный момент мы знаем только, что продукт будет адресован не пассажирам напрямую, а авиакомпаниям, которые будут предлагать Travel Pass в качестве услуги в своих собственных приложениях. Проездной IATA Travel Pass должен содержать информацию о нашем здоровье, в частности о проблеме с COVID-19. Там можно найти информацию о проведенных тестах на коронавирус, о возможных вакцинациях, а также о требованиях, которым должен соответствовать пассажир, чтобы безопасно посетить данную страну. Все должно быть полностью автоматизировано – после выполнения всех требований пассажир получит пометку “OK to travel”, что будет означать, что он может отправиться в путешествие.
Конечно, использование Travel Pass не будет обязательным, но желательным с точки зрения пассажиров и перевозчиков. Поскольку такая стандартизированная система делает все простым и эффективным.
“В настоящее время все пассажирские документы проверяются вручную сотрудниками авиакомпании, что является времязатратным мероприятием. Если пассажиры заранее знают, какие документы им нужны, они могут собрать информацию в приложении и просто появиться в аэропорту”, – говорит Брэд Мур из Qatar Airways. По его словам, путешествовать таким путем будет намного проще.
Конечно, есть и опасения. Наиболее важные из них – это часто меняющиеся ограничения – IATA сообщает, что база данных Timatic, содержащая информацию об ограничениях в отдельных странах, в настоящее время обновляется даже 200 раз в день!
Обратная сторона медали.
“Наше долгосрочное видение состоит в том, чтобы пассажиры могли делать все, используя технологию распознавания лиц: от регистрации, доступа в зал ожидания аэропорта до посадки и посадки. Если COVID окажет положительное влияние на что-либо, это будет тот факт, что у нас будет инфраструктура и опыт для продвижения наших проектов бесконтактных путешествий”, – говорит Хайден.
“Здесь нет Большого Брата”
Одной из самых больших проблем для пассажиров является вопрос конфиденциальности и защиты личных данных. Представители авиакомпаний заверяют вас, что наша информация в безопасности.
“Только пассажир имеет медицинские карты и делится ими, когда решает путешествовать”, – сказал Хао Юй Дай, вице-президент Singapore Airlines.
“Это абсолютно необходимо. Здесь нет Большого Брата, и IATA не имеет доступа к каким-либо данным. Мы просто создаем механизм, облегчающий передачу данных с телефона пассажира”, – говорит Хайден.
Использование приложения не будет обязательным, но перевозчики уверены, что пассажиры будут использовать Travel Pass. По словам вице-президента Singapore Airlines, всего у 10-20 процентов пассажиров придется вручную проверить документы перед поездкой.
Андрей Бочкарев