Первая половина 2020 года была чрезвычайно сложным периодом для Thai Airways. В результате пандемии коронавируса национальный авиаперевозчик Таиланда потерял 900 миллионов долларов. Что еще хуже, аудитор авиакомпании не смог сделать выводы по финансовой отчетности авиакомпании, что привело к приостановке оборота акций Thai Airways фондовом рынке.
Thai Airways опубликовала на прошлой неделе свои результаты за первый и второй кварталы 2020 года. В первом квартале перевозчик зафиксировал чистый убыток в размере 5,3 миллиарда бат (около 170 миллионов долларов), во втором квартале он составил уже 22,7 миллиарда (около 730 миллионов долларов). В целом, это представляет собой чистый убыток в размере 900 миллионов долларов за первую половину 2020 года.
Авиакомпании пришлось адаптироваться к транспортным ограничениям, вызванным продолжающимся кризисом, который сократил спрос на внутренние и международные перевозки. С февраля Thai Airways приостановила или ограничила полеты в Китай. В марте произошло дальнейшее сокращение международных рейсов в Восточную и Юго-Восточную Азию. Полеты в Австралию были приостановлены в конце марта.
С тех пор наблюдается тенденция к упадку Thai Airways, операции которой в настоящее время приостановлены. Первоначально сообщалось о возобновлении работы авиакомпании после 30 сентября, но появляется все больше и больше признаков того, что международные рейсы не будут открыты до декабря 2020 года.
Коронавирус убивает Thai Airways
Тайская аудиторская компания Deloitte Touche Tohmatsu Jaiyos не смогла сделать выводов по финансовой отчетности авиакомпании за первую половину 2020 года. Аудиторы сделали три оговорки.
В первую очередь, отсутствие ликвидности компании – тайский перевозчик с 2013 года несет убытки. Кроме того, развивающийся кризис пандемии серьезно ограничил деятельность Thai Airways. Некоторые второстепенные рейсы выполняются Thai Smile Airlines – региональной авиакомпанией, принадлежащей Thai Airways, – но это не компенсирует закрытые или сокращенные дальнемагистральные рейсы. Их отсутствие в сети стыковок тайских линий, в свою очередь, усугубляет проблемы перевозчика с ликвидностью.
Авиакомпания также подала заявление о процессе восстановления в Центральном суде по делам о банкротстве. План возобновления работы Thai Airways будет представлен вскоре после слушаний 17 августа. После того как план будет представлен, он должен быть одобрен кредиторами, а затем компания должна его принять.
Однако из-за отсутствия заключения по финансовой отчетности торговля акциями Thai Airways на фондовой бирже была приостановлена. В июле перевозчику не удалось погасить долг почти на 3 миллиарда долларов.
Что будет дальше с национальной авиакомпанией Таиланда?
После семи лет убытков стало ясно, что авиакомпании необходимо внести существенные изменения в свою деятельность. Однако спрос на международные полеты в течение нескольких лет будет оставаться низким. Ключевыми могут стать решения по составу флота. По данным портала aviav.ru, парк Thai Airways состоит из 75 самолетов. Самые старые из них – Boeing 747. Авиакомпания разрабатывала планы по отказу от этой модели к 2024 году, но это может произойти намного быстрее. Другой “жертвой” может стать Airbus A380, с которым во время продолжающегося кризиса другие авиакомпании уже распрощались.
Андрей Бочкарев