Политические конфликты в Азии наносят ущерб авиационной отрасли

Конфликты между Китаем и Тайванем, Южной Кореей и Японией, а также беспорядки в Гонконге этим летом сказываются на авиационной промышленности.
Этим летом на нескольких крупнейших туристических рынках Азии было зафиксировано снижение числа пассажиров, вызванное продолжающимися политическими конфликтами. В начале месяца правительство Китая решило прекратить выдавать визы своим гражданам, совершающих индивидуальные туры на Тайвань. Перевозчики ограничивают предложение на воздушных маршрутах между Южной Кореей и Японией. Наконец, социальные волнения в Гонконге влияют на туризм в этом особом административном районе.

Тайвань под давлением правительства Пекина

С 1 августа этого года Китай неожиданно прекратил выдачу индивидуальных разрешений на выезд в Тайвань для своих граждан, позволяя совершить запланированные поездки только владельцам ранее выданных разрешений. Запрет распространяется только на путешествующих самостоятельно. На гражданах Китая, которые хотят посещать остров организованными группами, новые правила не отразятся. Однако и это может сказаться на экономике Тайваня, поскольку с экономической точки зрения индивидуальные путешественники более желательны. Более того, в прошлом многие местные общины на Тайване выражали возмущение организованными группами туристов из Китая, которые по их мнению используют и уничтожают местные природные ресурсы, не оставляя взамен никаких денег.

Коммунистическое правительство в Пекине, которое считает, что Тайвань, имеющий собственное избранное правительство и парламент, является мятежной провинцией, подлежащей однажды к включению в остальную часть страны. Китайские власти разрешают своим гражданам совершать индивидуальные поездки на Тайвань с 2011 года. С 2016 года, когда власть на острове получила Демократическая прогрессивная партия, обвиняемая китайскими властями в стремлении к независимости, коммунистическое правительство в Пекине значительно усилило давление на Тайвань. Последнее ограничение на выдачу разрешений на поездки на острова можно считать очередным шагом в этом процессе, который стал ответом на заявления правительства Гонконга о поддержке протестов или как попытку повлиять на тайваньское общественное мнение перед предстоящими президентскими выборами на острове.

Сокращение числа индивидуальных путешественников между Китаем и Тайванем может оказать серьезное влияние на индустрию авиаперевозок, особенно на мелкие тайваньские компании, которые в последние годы охотно основывали свои стратегии роста на высоком спросе на поездки на остров со стороны китайских пассажиров.

Конфликт между Южной Кореей и Японией

Хотя многие путешественники из Китая хотели бы поехать на Тайвань, но Коммунистическая партия Китая заблокировала этот план, в последнее время многие корейцы с юга полуострова сами добровольно отказываются от поездки в Японию. Причиной начинающегося корейского бойкота «Страны Восходящего Солнца» является продолжающийся торговый спор между двумя странами.

Источником конфликта является прошлогоднее решение Верховного суда Кореи, который предоставил бывшим корейским работникам право требовать репарации непосредственно от японских компаний, принудительно использовавшим их труд во время войны. По мнению Японии, этот путь возмещения был закрыт, когда в 1965 году между странами был подписан мирный договор. Различия в толковании права на возмещение привели к росту напряженности в отношениях между правительствами стран, в результате чего сворачивание международных соглашений по торговле становится все более реальным и грозит началом полномасштабной торговой войны. Конфликт также влияет на возрождение националистических настроений и последующий бойкот поездок в Японию.

В связи со сложившейся ситуацией, ведущей к ослаблению спроса, авиакомпании предпринимают шаги по сокращению предложения на маршрутах между странами. Бюджетные авиалинии сократили количество рейсов, в то время как Asiana Airlines сократила количество предложений без закрытия маршрутов. Авиакомпания Korean Air Korean Air решила приостановить рейсы из Пусана в Саппоро. Изменения в спросе на авиарейсы между Южной Кореей и Японией не наблюдалось у JAL Japan Airlines, однако JAL является перевозчиком с одной из самых маленьких долей рынка, и большинство его пассажиров на маршруте — японцы. В последние годы число японцев, посещающих Корею, увеличилось, в то время как количество корейцев, посетивших Японию, уменьшилось, что, вероятно, связано с растущей тенденцией курсовых разниц между вонами и иенами, считают аналитики aviav.ru.

Мир и отрасль следят за ситуацией в Гонконге

В течение долгого времени улицы Гонконга были местом протеста против планов администрации особого административного района, направленного на введение закона, обеспечивающего выдачу граждан Гонконга в Китай, где они отвечали бы в соответствии с более строгим законом. 26 июля, протесты также перенесли в аэропорт, а 5 августа общая забастовка привела к отмене более 200 рейсов из аэропорта Гонконга. Ситуация затрагивает местную авиационную отрасль, в том числе авиакомпанию Cathay Pacific.

«Существуют убедительные доказательства того, что компании несут экономические издержки многодневных  протестов и что влияние социальных проблем на основные авиакомпании в Гонконге повлияло на падение их доходности в первом полугодии 2019 года до уровня 172,23 миллиона долларов, что превзошло ожидания аналитиков», —  говорится на страницах South China Morning Post.

Авиакомпания Cathay Pacific подтвердила, что в ближайшие месяцы продажи билетов на рейсы в Гонконг сократились с двузначным числом, в основном в тарифах эконом-класса. Влияние социальных проблем на финансовые результаты было также подтверждено другими компаниями, ведущими свою деятельность в городе, от Walt Disney до Intercontinental Hotels Group.

Андрей Бочкарев

Поделиться: