Китайские авиакомпании теряли в феврале от 300 до 500 миллионов юаней (72 миллиона долларов) в день, сообщает китайская проправительственная газета Global Times, добавляя, что китайская авиационная отрасль начинает постепенно восстанавливаться после кризиса.
Каждый перевозчик, принадлежащий к «большой тройке» Китая, а именно Air China, China Southern Airlines и China Eastern Airlines, по предварительным подсчетам закончили февраль с убытком в размере от 7,5 до 9,5 млрд юаней. Февраль стал самым трудным месяцем для авиационной отрасли Китая, сообщает Global Times, утверждая, что в настоящее время появились положительные тенденции, поскольку все больше и больше авиакомпаний возобновляют полеты. Тем не менее, может потребоваться несколько недель, чтобы вернуться к нормальному предэпидемическому уровню.
Сильный удар по прибыльности
Прибыль китайских авиакомпаний в феврале этого года была на 37 млрд юаней ниже, чем в феврале 2019 года, а чистый убыток, зафиксированный авиационной отраслью во втором месяце года, составлял от 300 до 500 млн юаней в день. Таковы данные экспертов портала aviav.ru Оценка основана на уровне дохода, полученного за пассажиро-километр в 2018 году, уменьшенном на постоянные и текущие затраты.
Данные, полученные порталом, показывают, что моментом наибольшего падения спроса, приведшего к тенденции снижения выручки, было 17 января 2020 года, за неделю до начала китайского Нового года, а затем в феврале, когда Китай объявил крупномасштабный карантин.
С начала этого месяца наблюдается небольшое улучшение. Проблемы в основном связаны с низким уровнем заполнения, поэтому доходы, которые получают авиакомпании, не в состоянии покрыть их расходы. Анализ показывает, что до начала эпидемии средний рабочий цикл (LF) на внутренних маршрутах составлял 80 проц., после чего он упал ниже 60 и даже до 40 процентов во время эпидемии, которая привела к серьезному снижению прибыли авиакомпаний.
Министерство транспорта КНР опубликовало данные, свидетельствующие о том, что во время 40-дневного празднования китайского Нового года авиакомпании перевезли почти 39,4 млн пассажиров, то есть на 47,5 процента меньше, чем за аналогичный период предыдущего года.
Страдают сотрудники
Сложная ситуация, с которой сталкиваются авиакомпании, также влияет на их сотрудников. Капитан по имени Ву в беседе с корреспондентом портала aviav.ru признал, что его зарплата в феврале составляла лишь одну шестую от того, что он заработал за несколько месяцев до вспышки эпидемии. Заработная плата во многом зависит от летного времени, которое из-за значительного сокращения количества операций было небольшим, что отразилось низкими доходами.
Многие иностранные пилоты, работающие на авиакомпании из Китая, оказались в еще худшем положении. Несколько авиакомпании из Поднебесной решили отправить иностранный летный персонал в неограниченный бесплатный отпуск. Согласно информации из СМИ, положение пилотов из Европы, нанятых китайскими работодателями, еще более осложняется тем фактом, что в связи с появлением вируса в Европе набор персонала был остановлен большинством авиакомпаний на континенте, а это значительно ограничило шансы пилотов с китайскими контрактами на быструю смену места работы.
Всемирная проблема
На данный момент авиационная отрасль Китая остается лишь тенью рынка, который, как ожидается, станет крупнейшим авиационным рынком в мире в этом десятилетии. Недавно в китайском интернете появилась фотография со встречи China Southern Airlines, тема которой была “Работа в чрезвычайно сложной деловой ситуации”. До недавнего времени публиковать такие фотографии в Китае считалось немыслимым.
“Если вспышка коронавируса не закончится к апрелю, очень сомнительно, что авиационная отрасль сможет остаться на пути прибыльности, которому она следовала 11 последних лет после финансового кризиса 2008 года”, – говорит Лин Чжицзе, независимый аналитик рынка.
В течение нескольких недель эпидемия Уханьской коронавирусной пневмонии является проблемой не только в авиационной отрасли Китая, но и всего мира, поскольку вирус уже присутствует в более чем 80 странах на всех континентах, кроме Антарктиды.
Недавно Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) обновила свой анализ финансового воздействия коронавируса (COVID-19) на мировую индустрию воздушного транспорта. По данным организации, потери авиации составляют от 63 до 113 миллиардов долларов. Это только предварительные оценки, так как потери от снижения грузовых операций пока не известны.
В последнюю неделю февраля из-за коронавируса COVID-19 количество забронированных билетов в Европу со всего мира упало на 79 процентов. Эта тенденция оказывает сильное влияние на отрасль. В связи с исключительными обстоятельствами, вызванными распространением с коронавирусом и резким падением количества бронирований, а также многочисленными отменами рейсов, Lufthansa Group решила ограничить количество предлагаемых рейсов даже больше, чем планировалось ранее – в зависимости от дальнейшего развития спроса, рейсы в ближайшие недели будут сокращены на 50 проц. Уже известно, что как минимум два месяца парк аэробусов A380 (14 самолетов) будет базироваться во Франкфурте и Мюнхене.
Ожидается ли улучшение?
На горизонте, по крайней мере, для авиационной отрасли в Поднебесной, однако, появились первые признаки улучшения. Об этом говорит газета Global Times, напоминая объявление властей 4 марта о финансовой помощи авиакомпаниям. Объявленные в среду решения, подписанные Министерством финансов Китая (MOF) и Управлением гражданской авиации Китая (CAAC), являются первым официальным шагом в программе помощи для авиакомпаний, выполняющих воздушные перевозки в Китай, которая будет доступна как для внутренних перевозчиков, так и для авиакомпаний. из-за границы, которые решат возобновить запланированные операции в КНР. Программа будет действовать до 30 июня 2020 года.
Условия оказания помощи предусматривают, что государство будет платить 0,0176 юаня за пассажиро-километр на международных маршрутах, обслуживаемых по меньшей мере двумя перевозчиками, и 0,0528 юаня на международных маршрутах, на которых летает только один перевозчик. Для рейсов с остановками и выполняемых на основе принципа “пятая свобода”, доплаты будут покрывать только сегмент полета в Китай.
Чтобы воспользоваться государственной помощью, заинтересованные авиакомпании должны подавать соответствующие заявления в CAAC и Министерство финансов до 7-го числа каждого месяца, содержащие приложения, такие как информация о маршруте, частоте полета, модели самолета, предложение в километрах, понесенные расходы и заработанный доход. Заявки, по мнению CAAC, будут направлены в Министерство финансов для санкционирования выплаты субсидий. «Китайская большая тройка» получит субсидии напрямую от министерства, другие отечественные перевозчики получат субсидии от местных властей. Иностранные авиакомпании получат дотации в CAAC.
Официальная программа субсидий — это одно. Еще до ее оглашения правительство, скорее всего, как предполагают аналитики Cofrance Sarl, платило китайским авиакомпаниям за поддержание зарубежных рейсов. Во вторник, 3 марта, China Eastern Airlines получила заказ на обслуживание почти 200 чартерных рейсов. Перевозчик также возобновил обслуживание 2700 рейсов, в среднем 100 рейсов в день, и прогнозирует, что в марте будет обеспечена половина уровня обслуживания всех их рейсов.
Если верить заявлениям CAAC, операции в Китай на этой неделе возобновятся в таких странах, как Монголия, Португалия и Греция.
“Проблема временная, а национальная авиация и туризм видят надежду на улучшение. Мы уверены в долгосрочном улучшении экономики Китая, мы доверяем партии, правительству и рынку”, – сказал Чжан Уань, представитель бюджетной авиакомпании Spring Airlines в интервью Global Times.
Как и в случае с большей частью информационного потока, исходящего от официальных китайских СМИ, в последнее время стало особенно трудно отличить пропаганду от фактов, но, несмотря на продолжающийся кризис, любая положительная информация, похоже, на вес золота.