Bombardier уходит с рынка коммерческой авиации

Японский концерн Mitsubishi Heavy Industries и канадский Bombardier заключили окончательное соглашение, в соответствии с которым Mitsubishi возьмет на себя региональную программу реактивных самолетов CRJ за 550 миллионов долларов. Это знаменует конец эры коммерческой авиации Bombardier.

Bombardier  CRJ550

Bombardier CRJ550

Эта сделка должна стать частью обширного этапа расширения японской аэрокосмической промышленности, включающего в себя разработку собственного регионального самолета SpaceJet (ранее MRJ). Контракт знаменует собой еще одну серию слияний и консолидации в авиационной отрасли и является венцом ухода Bombardier из коммерческой авиации. Продажа программы CRJ Mitsubishi — это конец истории авиации Bombardier, которая началась в 1986 году, когда она поглотила Canadair. Канадский самолет родился от бизнес-самолета CL-600 и поступил на эксплуатацию в Lufthansa Regional в октябре 1992 года.

Привлекательный CRJ

Самолет CRJ (Canadair Regional Jet), один из самых успешных семейств региональных самолетов, производимых Bombardier, создан на базе делового CL-600. Конструкция первого CRJ100 появилась в 1989 году. В мае 1991 года машина была запущена в производство, а через год она отправилась в немецкую Lufthansa, которая была первым заказчиком новой программы.
В феврале этого года Bombardier Commercial Aircraft объявил об официальном запуске нового самолета CRJ550 (на базе CRJ700). По словам производителя, это первый в мире 50-местный самолет, который можно разделить на три класса путешествий, созданный в ответ на ожидания пассажиров и перевозчиков. Первую такую машину получит авиакомпания United, которая заказала 50 самолетов в этой версии.

Сложное сотрудничество

Стоит добавить, что некоторое время назад компании не хотели разговаривать друг с другом или делали это на судебных процессах, поскольку в октябре 2018 года Bombardier подала в суд на авиационное подразделение японской корпорации Mitsubishi, заявив, что бывшие сотрудники Bombardier передали коммерческие секреты, чтобы помочь японцам в их работе над региональным самолетом. Иск был подан в федеральный суд в Сиэтле против Mitsubishi Aircraft Corporation, Seattle Aerospace Testing Engineering & Certification Inc. (AeroTEC) и нескольких бывших сотрудников Bombardier. Их незаконные действия якобы должны были помочь с очень трудным, утомительным и дорогим процессом сертификации. AeroTEC, по версии истца, предоставил конфиденциальные документы и данные, связанные с сертификацией самолетов в Канаде и США.

В октябре 2018 года Mitsubishi Aircraft ответила, что компания считает, что иск Bombardier является «необоснованным». Результатом анализа стал встречный иск на 116 страницах, поданный японским производителем в январе этого года, в котором Bombardier обвиняется в действиях, направленных на ограничение конкуренции в сфере региональных реактивных пассажирских самолетов, где доминируют канадцы и бразильский Embraer. Представители Mitsubishi утверждают, что обычной практикой сотрудников Bombardier является отправка корпоративных документов на их личную электронную почту, чтобы они могли работать и выполнять задачи дома. Тем не менее, они не содержали информацию, являющуюся коммерческой тайной, которая могла бы быть полезной при разработке, производстве или сертификации MRJ.

Андрей Бочкарев

Поделиться: