Мнение экспертов: китайский C919, как и российский МС-21 не сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Работы над китайским узкофюзеляжным самолетом C919 идут с задержкой на не менее чем на 5 лет, т.е. гораздо медленнее, чем ожидалось, т.к. у государственного производителя COMAC возникли многочисленные технические проблемы, которые серьезно ограничивают время и количество испытательных полетов.

C919

COMAC C919

Задержки являются нормальным явлением при разработке новых самолетов, но конкретное отсутствие прогресса являются серьезной проблемой для китайских властей, вложивших значительные средства в свою первую крупную попытку сломить глобальное доминирование Airbus и Boeing, в которой уже потерпели фиаско российские производители.

Последняя проблема возникла в результате математической ошибки. Инженеры COMAC неверно просчитали силы, действующие во время испытательного полета на нагрузку на двухмоторный самолет, и отправили неточные данные производителю двигателей, CFM Int’l. В результате возникла необходимо усилить двигатели и их корпус за счет средств COMAC.

Это и другие технические и конструктивные сложности означали, что к началу декабря, после более чем 2,5-летних испытательных полетов, самолеты COMAC выполнили менее одной пятой из 4200 часов в воздухе, необходимых для получения окончательного разрешения от Управления гражданской авиации Китая CAAC», – сообщают источники портала aviav.ru из Китая.

COMAC работает над C919 с 2008 года и чаще всего скрывает цели и предположения большую часть времени. Представитель компании заявил в сентябре китайским СМИ, что ожидает сертификации самолета через 2-3 года, не раскрывая подробностей. Ранее заявленная цель компании была на конец 2020 года. Другие сотрудники COMAC говорили о сертификации и поставках в 2021 году.

Читайте также:  Ethiopian Airlines пока не приняла решения об отказе о Boeing 737 MAX

Китайская компания отказалась комментировать последний случай, производитель двигателей отреагировал аналогичным образом. «COMAC еще не завершил исправление расчетов и данных, которые будут предоставлены CFM, а они необходимы для того, чтобы двигатель не выходил из строя при большой нагрузке», – сказал один из информаторов. Другой добавил, что расчеты нагрузки часто изменяются во время проектных работ, но из-за неопределенности нет гарантии, что COMAC сможет успеть крайнему сроку 2021-22, как объявил Ян Ян.

«Это не всегда происходит так, как планировалось, но я надеюсь, что COMAC немного замедлится и не ускорит процесс. В противном случае позже будет много проблем», – сказал источник, которому известно о проблемах с двигателем.

Неверные расчеты двигателя не указывают на отсутствие теоретических знаний, так как Китай доставлял людей в космос в течение почти 20 лет, но они указывают на отсутствие у государственной авиакомпании опыта по проектированию и производству гражданских самолетов. Проблемы не ограничивались чертежной доской. COMAC обнаружил трещины в горизонтальных стабилизаторах на первых нескольких плоскостях, но эта проблема была решена. Производитель также определил дефекты в трансмиссии двигателя, что могло привести к выключению двигателя во время испытательного полета. И эта проблема, как сообщают инсайдерские источники, вероятно, затрагивает все 6 экземпляров C919, которые в настоящее время проходят летные испытания.

Регулярная проверка трансмиссии на наличие трещин и утечек масла ограничила программу летных испытаний. Проблема трансмиссии, обнаруженная в 2018 году и еще не раскрытая, связана с неожиданными вибрациями и инженеры нашли способы снизить этот риск. Нежелательные вибрации, которые в худшем случае могут вызвать разрушение деталей в двигателе, также являются проблемой для давних авиационных производителей. Американская Pratt & Whitney изменила программное обеспечение из-за разрушительных вибраций в некоторых новых двигателях. Однако накопление проблем в COMAC значительно задержало работу, что может быть дорогостоящим.

Читайте также:  Колумбийская авиакомпания Avianca приостанавливает внутренние рейсы

Ожидалось, что C919 будет конкурировать с семейством Airbus A320 и Boeing MAX. После двух крупных сделок по слиянию Bombardier с Airbus и Embraer c Boeing, а также практического провала российских программ, китайский производитель мог бы стать третьим игроком на рынке более чем 100-местных машин. Большинство специалистов по прогнозированию в авиационном секторе ожидают более продолжительного снижения циклического спроса на гражданские самолеты, а также снижения темпов роста из-за геополитической напряженности. Это означает, что самолет, который появится на рынке в 2021 или 2022 году, не получит заказов в течение следующих нескольких лет. COMAC осознает это давление времени. Последние три из шести C919, предназначенных для испытательных полетов, совершили первые полеты до того, как была завершена покраска их фюзеляжей.

Самолет является неотъемлемой частью инициативы властей «Сделано в Китае в 2025 году», направленной на то, чтобы догнать передовые технологии и помочь Китаю стать самодостаточной страной. Он привлек внимание американских прокуроров,  обвинивших  в 2018 году китайских офицеров разведки, хакеров и сотрудников этой компании в взломав IT-сети 13 авиакомпаний по всему миру, включая CFM, чтобы украсть соответствующие данные, которые помогли бы Китаю производить реактивные двигатели. Китай отрицал причастность к этим атакам.

Читайте также:  Начались испытания B777-9X

Большинство из 815 предварительных заказов на самолеты поступили от китайских перевозчиков и лизинговых компаний. Единственным иностранным желающим является лизинговая компания GECAS, принадлежащая General Electric. Но по словам производителя первоначальная цель C919 – завоевать внутренний рынок, на котором доминируют 2 иностранных конкурента. «Через 10-15 лет следующее поколение C919 или другие модели, произведенные COMAC, могут стать настоящими конкурентами в мире», – считает главный аналитик DCA Chine-Analyze Жан-Франсуа Дюфур. Однако к этому времени ситуация в авиации может коренным образом измениться, либо появятся новые средства транспорта.

Андрей Бочкарев

Поделиться: