Соединенные Штаты могут заблокировать импорт смартфонов и комплектующих для самолетов в Россию, если власти в Москве решат вторгнуться в Украину. Решение президента Российской Федерации Владимира Путина вторгнуться в Украину может встретить твердую реакцию со стороны США. Власти Вашингтона рассматривают возможность введения строгих экспортных ограничений, которые сильно ударили бы по экономике России, подтвердил представитель администрации Джо Байден, президент США, в интервью для СМИ.
Беспрецедентное эмбарго в отношении России
Ограничения на экспорт, введение которых обсуждалось на встрече с ключевыми представителями администрации США, будут применяться параллельно с введением экономических санкций, могущих вступить в силу, если российские власти, скопившие десятки тысяч солдат на границе с Украиной решат вторгнуться в соседнюю страну. Во время недавнего разговора между лидерами США и России президент Байден предупредил президента Путина, что он готов принять суровые меры возмездия против Российской Федерации в случае вторжения на Украину. Во время той же телеконференции Путин отрицал, что Россия планировала вторжение.
Среди возможных действий, обсуждавшихся на встрече в Белом доме, были «экстренные» меры экспортного контроля, которые существенно ограничат поток промышленных и потребительских технологий в Россию, сообщил редакции портала aviav.ru один анонимный участник встречи. Обсуждаемые действия могут помешать России импортировать смартфоны, ключевые детали для самолетов и автомобилей, а также материалы из других секторов экономики. По словам чиновника, возможное эмбарго в значительной степени повлияет на российских потребителей, промышленные предприятия и занятость.
Экспортное эмбарго в этом отношении было бы беспрецедентным, как это было в случае с Китаем, когда меры, принятые администрацией бывшего президента США Дональда Трампа и поддерживаемые нынешней администрацией, заблокировали возможность закупок передовых полупроводников китайской телекоммуникационной компанией Huawei.
Огромное влияние потенциальных санкций на авиацию
Возможное введение санкций на поставку авиационных комплектующих в Россию окажет огромное влияние на авиацию и мировую экономику. Отсутствие доступа к компонентам значительно затруднит работу авиакомпаний из России, которые после распада Союза Советских Социалистических Республик (СССР) в основном строили свой флот на базе самолетов западных производителей, Airbus и Boeing. Хотя российская промышленность предпринимала попытки создать свои собственные машины, такие как Sukhoi Superjet 100 и МС-21, эти программы не имели коммерческого успеха – в итоге было поставлено относительно немного самолетов, время ежедневной их эксплуатации значительно ниже, чем у машин западных производителей машины, а неспособность организовать сервисную сеть и поставки запчастей к этим машинам поставили крест на планах по выходу на зарубежные рынки, включая даже рынки развивающихся стран.
Возможные санкции также повлияют на реализацию отечественных авиационных программ, которые в настоящее время осуществляются в России, таких как «Иркут» МС-21. В течение многих лет, после того как против России были введены санкции за аннексию Крыма в 2014 году, создатели этого самолета, то есть компания «Иркут» и КБ им. о Яковлева, входящего в консорциум Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), разрабатывают собственные технологические решения для производства композитов и внедряют новый вариант машины, оснащенный силовой установкой ПД-14 (ранее известные как ПС-14) вместо двигателей Pratt & Whitney PW1400G.
Таким образом потенциальные санкции станут испытанием того, в какой степени продукты ОАК смогут полагаться только на отечественные решения. С учетом того, что передача полупроводников также будет заблокирована, это станет огромны препятствием в разработке передовой электроники и программного обеспечения, требующего большей вычислительной мощности, и приведет замедлению темпов роста российской экономики.
Если бы существовал запрет на экспорт авиационных деталей в Россию, власти этой страны, скорее всего, решили бы закрыть возможность полетов иностранных авиакомпаний над своей территорией, отбросит авиационную отрасль в период холодной войны. Тогда перевозчики были вынуждены или обходили Советский Союз с юга или использовали маршрут через Северного полюса, с посадкой в Анкоридже (Аляска), одном из самых загруженных аэропортов в мире. Отсутствие возможности летать над Россией также повлияет на североамериканские авиакомпании, использующие заполярные маршруты в Азию, и нанесет удар по грузовым перевозчикам, что приведет к дальнейшему увеличению стоимости авиаперевозок и дальнейшему нарушению глобальных цепочек поставок.
Вопросы о возможном введении санкций Соединенными Штатами в отношении России будут проводиться консультации с партнерами в Европе и Азии, в том числе с Китаем, на которых могут повлиять эти действия. По словам источника, США также будут поощрять партнеров к координации, где это необходимо.
Андрей Бочкарев